ДНК КОМПАНИИ

Вы когда-нибудь слышали о таком понятии, как ДНК компании или корпоративная ДНК? Я задам еще более глубокий вопрос, вы когда-нибудь носили в себе ДНК какой-либо компании? Понимаю, что эти вопросы звучат очень высокопарно, но кто действительно знает, о чем я говорю, тот меня поймет. А для тех, кто еще не знает, что это такое, я пишу этот материал.

В этой статье я буду говорить о тех компаниях, в которых сложилась современная корпоративная культура, лишённая деспотии, маниакального контроля и жутких подковерных игр, которые являются главным врагом чистой прибыли.  Главными конструкторами современной корпоративной культуры является Генеральный директор и HR компании.

ЧТО ТАКОЕ ДНК?

ДНК — это некая невидимая связь компании и ее сотрудника, которая начинает проявляться со временем и крепнуть с годами. Это ощущение причастности ко всему, что происходит внутри организации. Это радость за успехи компании и печаль за поражения. Это когда после твоего ухода из компании ты все еще ассоциируешь себя с ней. Это когда ты приходишь в гости, а тебя встречают с распростертыми объятиями твои бывшие коллеги.

Все описанное мной далее в этой статье не имеет отношение к эзотерике, «корпоративному сектантству», пенью гимнов компании каждое утро и обязательному ношению атрибутов компании в течение рабочего дня. Бог меня миловал, и за десять лет своей корпоративной практики я не испытал ничего из вышеперечисленного. И, по моему мнению, образование ДНК или отождествление себя с компанией является нормальным процессом.

 

ОБРАЗОВАНИЕ ДНК

Образование ДНК не происходит сразу. По моим наблюдениям, первые признаки ментальной связи компании и сотрудника начинают проявляться примерно через год или чуть более.

До этого срока он прорастает через коллектив, узнает коллег, знакомится с более высоким руководством. Со временем коммуникации становятся легче, увереннее и фактически на «ТЫ». Через год сотрудник, прошедший такой праздник, как Новый год и различные корпоративные мероприятия, начинает чувствовать «СОПРИЧАСТНОСТЬ», а позже и «СОПЕРЕЖИВАНИЕ». Эти две эмоции начинают формировать в нем ДНК компании.

УКРЕПЛЕНИЕ ДНК

Уход знакомых людей из компании становится эмоционально окрашенным событием. Конечно, трагедии нет, но все равно есть эмоции удивления, интереса и некой потери.

Работа днем и ночью во время больших кризисов не вызывает у сотрудника вопросов. В кризисные моменты становится очень хорошо видно у, кого есть ДНК, а кто просто зарабатывает деньги.

С 2013 года я видел много кризисов, особенно в финансовой сфере. Подобные события быстро расставляют все на свои места и проявляют человеческую сущность. Тот, кто испытывает сопричастность с происходящим в кризисный момент и сопереживает компании в целом, обладает ДНК организации.

НОВАЯ ДНК

Люди не сидят на месте и периодически меняют места работы. Как раз такая смена произошла у меня после шести лет в крупной управляющей компании на рынке ценных бумаг. В 2018 году я пришел на позицию CEO-1 в крупный российский брокер, который являлся частью третьего или четвертого по величине финансового холдинга в России.

Частью организации я стал себя чувствовать только через год, а до этого момента я постоянно сравнивал свой опыт, бизнес-процессы, внутреннюю среду, отношения между сотрудниками и топ-менеджерами с моим предыдущим местом работы. Смотрел на все через призму предыдущей организации. И это нормально.

Сейчас у меня две устойчивые ДНК красного и бирюзового цвета в соответствии с корпоративными цветами организаций, в которых я проработал более 10 лет, и они очень гармонично во мне уживаются.

ДНК НЕ ВСЕГДА ПОЯВЛЯЕТСЯ

ДНК не всегда может проявиться в сотруднике. Основная причина — короткий срок работы в организации. Также может быть непринятие корпоративной культуры или отторжение коллектива. И это тоже нормально, каждый из нас на своем жизненном пути найдет тех, с кем ему хорошо, или создаст подобное сообщество в виде своей компании.

ИТОГ

Люди — это социальные существа, и мы часто ассоциируем себя с какой-то группой, которая приходится нам по нраву, разделяющей одни и те же ценности, воспринимающей нас своим. В таких условиях зарождается сопричастность и сопереживание к этой группе.

Метафора «корпоративное ДНК» как никак лучше всего подходит для описания указанного явления в мире компаний и корпораций.